- Регистрация
- 13 Мар 2015
- Сообщения
- 3.045
- Репутация
- 972
- Реакции
- 4.411
«Посредники» между мирами людей и духов были и будут всегда. Шаманизм – атрибут еще племенного строя – с веками не только не канул в Лету, но и сумел по‑своему адаптироваться к современным реалиям.
Вопреки клише дикаря в перьях и погремушках, не владеющего ни одним из официальных языков, некоторые представители загадочной профессии (именно профессии, как подчеркивают специалисты-этнографы) сегодня открыты для общения с миром. Зачастую они охотно сотрудничают с исследователями и музеями, предоставляя бесценный материал для изучения этого удивительного явления.
Верить в сверхъестественную силу шаманов или нет – личное дело каждого. Но даже самые прагматичные натуры, к которым, как и все ученые, относятся этнографы, иногда недоуменно разводят руками: что это, если не магия?
«Посредники» между мирами
Если обратиться к истокам большинства народов мира, в далекое племенное прошлое, то именно шаманы представляются лидерами тогдашнего общества. В некоторых поселениях, сохранивших свою историческую самобытность, они и по сей день стоят у руля всей жизни.
– Шаман – это, конечно, призвание. Но для многих традиционных культур это и настоящая профессия, причем самая почитаемая. На протяжении веков шаманы регулировали отношения людей друг с другом и с силами природы. Каждый такой человек – духовный центр, гармонизирующий общество, – рассказывает ученый-этнограф, один из ведущих исследователей шаманизма в России Карина Соловьева.
Африка, Северная и Южная Америка, Скандинавия, Сибирь – в разных уголках мира их могли называть по‑разному. К примеру, у древних славян это были волхвы или кудесники – так сегодня полагает ряд исследователей. Казалось бы, древнеславянская и, тем более, древнерусская культура, насквозь пропитанная православной традицией, не имеют ничего общего с шаманизмом. Так ли это на самом деле? Скорее всего, это вопрос интерпретации.
Само слово «шаман», происходящее из тунгусо-маньчжурских языков («са» – знать), получило широкое распространение в XVII веке – до этого отдельного термина не было.
Колдуны, волшебники и ведьмы по‑прежнему не теряют к себе интерес, ведь стоит признать: иногда волшебства в жизни немного не хватает. Вот только шаман, явно, стоит особняком, выбиваясь из этой фольклорной когорты. Если задуматься, шаманизм – своего рода прикладная наука. Это знание веками передается из поколения в поколение, есть у шаманов свои наработанные методики, инструменты и «приборы», а их деятельность имеет вполне практическое применение.
При помощи определенных ритуалов, снадобий и заклинаний шаман входит в состояние измененного сознания (другими словами, транса): его сущность покидает тело и отправляется в другие реальности, путешествует между мирами и общается с духами. При этом, как правило, один или несколько духов неизменно сопровождают его в этих странствиях. Обычно эти загадочные попутчики шамана принимали облик людей, человекообразных существ либо животных.
Когда‑то незнание породило ошибочный образ ужасающего, странно одетого старца, питающегося душами ни в чем не повинных людей. Конечно же, дар шамана, как и любую силу, можно использовать как во благо, так и во вред (существуют так называемые «черные» шаманы, хотя их не так много). Но основное его предназначение – помогать людям.
– Они не только лечили от самых тяжелых заболеваний и помогали людям решить свои личные проблемы, например спросив совета у давно умершего предка. Их деятельность также касалась бытовых вопросов всего поселения – жизнеобеспечения. Общаясь с духами, они добивались их благосклонности к людям, просили для своих соплеменников обильного потомства, удачи в охоте, рыболовстве, других промыслах. Также они провожали души покойных в мир иной. Причем они несли колоссальную ответственность за людей, которых должны были оберегать, – говорит Карина Юрьевна.
«Шаманская болезнь»
Исследователи отмечают, что, несмотря на столь разные ареалы обитания, шаманы по всему миру имеют очень много общего: по сути дела, различия можно считать декоративными (атрибуты, снадобья и т. д.). Наверное, знакомство с этим явлением стоит начать с «родной» Сибири. Ведь там, среди непроходимой тайги, до сих пор есть поселения, практически не затронутые цивилизацией. Сегодня в Туве даже проводятся съезды шаманов.
– Надо понимать, что любая традиционная культура представляет собой замкнутое пространство. Все эти массовые съезды, проводимые в той же Туве, – вторичные явления, связанные с возросшим интересом к данному феномену, – поясняет Карина Соловьева. – Некоторые люди возомнили себя шаманами, хотя в действительности таковыми не являются. Ведь шаманом стать нельзя, им можно только родиться.
Означает ли это, что избранник духов уже рождается с невероятными способностями и с первыми осмысленными словами понимает свое предназначение? Вовсе нет. Доля шамана незавидна, ведь каждому из них предстоит пройти страшное и подчас смертельно опасное испытание – «шаманскую болезнь».
Что же это за «недуг», рассказала Карина Соловьева.
– Такие люди всегда имеют некие знаки избранности. Часто это передается по наследству от отца к сыну либо от деда к внуку. Но так происходит далеко не всегда: иногда этот дар как снег на голову сваливался на человека, у которого в роду не было ни одного шамана, – говорит этнограф. – Внезапно начинается «шаманская болезнь» – своеобразная внутренняя «ломка», когда духи склоняют избранника стать их проводником.
Для непосвященных «симптомы» этого «недуга» выглядят крайне пугающе. Человеку снятся странные сны, его посещают видения. Он постоянно уединяется, бормочет что‑то совершенно непонятное окружающим, будто бы общается с кем‑то в своем сознании. Со стороны все это, конечно, напоминало безумие.
Считается, что, если избранник отказывает духам, то он умирает, и такое бывало нередко. Кто знает, возможно, смерть действительно становится следствием глубокого психического расстройства, а возможно, духи и вправду карают несговорчивого упрямца. Но в случае согласия человека выполнять волю духов, «болезнь» проходит и «рождается» новый шаман.
Бесценный опыт
Однако, чтобы пользоваться полученной силой, новоиспеченному посреднику между мирами необходимы знания, получить которые он может только от старших «коллег». Как обращаться с шаманскими атрибутами, общаться с духами, правильно входить в состояние транса (так называемого «измененного сознания») и, что не менее важно, выходить из него? Как и в глубокой древности, все это новичок узнает от маститых шаманов.
Саркастические заявления скептиков о том, что каждый – немного шаман, особенно когда изрядно напьется или примет наркотики, беспочвенны. Существовало и существует масса способов входа в транс, при этом далеко не всегда используются «сомнительные» вещества и алкоголь.
– Это всегда зависело от шаманских традиций конкретного рода и местности, которые зачастую очень сильно различаются между собой. Действительно, некоторые используют наркотические растения, жуют мухоморы. Но это обязательно сопровождается определенным набором сакральных действий и заклинаний. Кто‑то вообще обходится без каких‑либо «допингов», используя исключительно силу своего сознания, – отмечает исследовательница.
Верный «конь»
Традиционные народы Сибири и европейского Севера верили, что вселенная складывается из трех миров: Небесного (Верхнего), Среднего (Плоской Земли, места проживания людей) и Подземного (Нижнего). Собственно говоря, похожая модель восприятия окружающего была присуща почти всем древнейшим этносам, включая и раннеславянские племена.
В свою очередь, как Верхний, так и Нижний миры разделены на множество ярусов, по которым, используя специальные «коридоры», способен перемещаться только шаман со своими духами-попутчиками. Согласно древним алтайским традициям, где‑то на пятнадцатом ярусе неба живет верховный бог по имени Ульгень.
В путешествиях по измерениям шаману не обойтись без ориентиров, поэтому часто на ритуальных бубнах изображалась схематическая карта всех трех миров. Каждый из шаманских атрибутов символичен и выполняет свое четкое предназначение.
В этом сакральном наборе трудно выделить предметы первой и второй необходимости, но, пожалуй, наиболее знаменит бубен, ставший главным символом шаманизма. Некоторые ценители классических вестернов, в которых фигурируют индейские шаманы, ошибочно полагают, что этот священный предмет служит лишь для вызова дождя. На самом деле «функционал» бубна куда шире: с его помощью шаман входит в транс, странствует по мирам, призывает духов-помощников. По сути дела, это олицетворение коня, на котором посредник между мирами совершает свои странствия.
Бубны традиционно изготавливаются из специальных материалов и в определенные фазы луны, поскольку от этого напрямую зависит его эффективность и предназначение. Есть у шамана и «малый конь» – музыкальный инструмент варган. Но с его помощью можно летать лишь среди гор мира людей. Колотушки же необходимы для того, чтобы подгонять коня. Выполненные из дерева и обтянутые шкурой горного козла, оленя или медведя, они обычно обвешиваются медными кольцами, издающими пронзительный звон при ударе в бубен. Сильнейшее впечатление производят шаманские костюмы, зачастую настолько увешанные амулетами и подвесками, что за всем этим добром сложно разглядеть ткань. Притом ни одна из этих вещиц не может появиться на одеянии шамана просто так: амулеты он получает за какие‑либо заслуги и свершения.