rimmon
Мес†ный
- Регистрация
- 19 Апр 2018
- Сообщения
- 3.833
- Репутация
- 1.152
- Реакции
- 4.641
На протяжении как минимум 150 лет проблема алкоголизации населения нашей страны является одной из острых. Сегодня власти некоторых регионов России то и дело пытаются воспользоваться своим правом на введение сухого закона. Звучат подобные инициативы и на федеральном уровне. Кажется, что все эти чиновники как один забывают, чем каждый раз оборачивается война с алкоголем в прошлом...
«Сухие законы» в Российской империи
Осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны, правительство запретило продажу водки и наделило губернские и областные власти правом запрещать продажу пива и вина. Больше всего запрет на торговлю спиртным продвигал Николай II, а возглавивший тогда Министерство финансов Петр Барк подходил к вопросу более осторожно, но в целом поддерживал идею отказа от «пьяного бюджета» и уступал радикальному подходу царя.
В первую очередь, сухой закон повлиял на экономику. Винная монополия давала до четверти бюджета, а воюющей империи были нужны деньги (например, до введения сухого закона роспись государственного бюджета на 1914 год предполагала сумму всех доходов в 3 млрд 572 млн рублей при 936 млн рублей дохода от винной монополии).
Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов повысило прямые и косвенные налоги, ввело дополнительные обложения. Эти меры затрагивали большую часть населения России, ввели к росту цен на товары и вызывали дополнительное раздражение на фоне ожидаемого «военного» снижения уровня жизни.
Если в начале введения запрета населением идея была воспринята положительно, то со временем люди начали замечать, что ограничения не касаются высших слоев общества.
В 1915 году в Российской империи началось массовое потребление суррогатов и одеколонов, следствием которого стали пьяные погромы, контрабанда, заболевания, отравления и смертность. Именно в это время, вопреки «трезвым планам» властей, началось массовое самогоноварение. Действительно, люди стали меньше покупать алкоголь из-за его дороговизны, но производство, продажа и употребление алкоголя теперь стали тайными, а привычка еще более пагубной.
Конечно, нельзя не сказать и о положительных последствиях закона, о которых утверждают некоторые историки. Так, автор обстоятельной обзорной статьи Е. В. Пашков считает, что сельская местность принудительно отказалась от алкоголя, но и суррогат не потребляла, поскольку он туда попросту не доходил. Однако другой исследователь А. В. Николаев говорит о том, что из-за потери властью контроля в селе игнорировались законы, и именно там первыми перешли к употреблению суррогатов и самогона, следствиями которых стали погромы 1917 года, в том числе и революция.
При этом негативных последствий все же оказалось больше. Как мы помним, основной причиной революции 1917 года стало обострение внутренних противоречий вследствие ослабления доверия к власти. Ведь вводя полный запрет на алкоголь, власть даже не попыталась сформировать у населения плохое к нему отношение, объяснить, почему запрещается прежде важная часть культуры и быта.
Кандидат исторических наук и автор диссертации «“Сухой закон” в Российской империи в годы Первой мировой войны: по материалам Петрограда и Москвы» Ольга Чагадаева считает, что именно «сухой закон» подорвал экономическое положение империи и стал фактором дестабилизации общества и «катализатором развития революционной ситуации».
После революции, когда социальная жизнь практически всех слоев в стране была развалена полностью, люди искали спасение в алкоголе, даже несмотря на то, что в селе это считалось большим грехом. И именно утратившие привычный образ жизни и надежду на позитивный исход маргиналы стали употреблять еще больше спиртного. Позже среди православных людей распитие алкоголя распространилось далеко за пределы села, и более того, на самих священников и семинаристов, что свидетельствовало об уровне духовного состояния населения. Тогда оно брало штурмом склады, уничтожало и грабило их (в том числе винные склады Зимнего дворца). Иногда в подвалах люди по пояс ходили в спирте, в котором и тонули, пили из ведер и солдатских котелков. При этом уничтожать склады правительство не собиралось, ссылаясь на стратегическую ценность спирта для производства пороха. Тогда хотели вывозить и уничтожать его излишки, но и этого не сделали, поскольку просто не было денег. А для того, чтобы грабеж прекратился, солдатам пообещали выдавать по две бутылки вина в день на каждого.
За время запретов алкогольных смертей в России было в пять раз больше, чем во Франции, население которой употребляло в семь раз больше алкоголя. Тогдашний уровень медицины не позволял бороться с алкогольной зависимостью, рост потребления алкоголя при этом продолжался, и общество ждало решения от государства, которое было уверено, что проблема давно решена введением «сухого закона».
Тогда же правительство начали обвинять в сознательном спаивании населения. Под давлением Госдумы оно принимало ограничительные меры: сокращение часов продажи алкоголя и числа питейных заведений, повышение стоимости алкоголя и ужесточение наказания за нахождение в общественном месте в пьяном виде.
8 ноября 1917 года пришедший к власти Петроградский реввоенсовет издал указ, которым запретил до особого распоряжения «производство алкоголя и всяких „алкогольных напитков“».
Однако в самом начале 1920 года СНК разрешил производить и продавать вино крепостью до 12 градусов. 9 августа 1921 года разрешили продажу вина до 14 градусов крепости, а 8 декабря того же года – до 20 градусов крепости. 3 февраля 1922 года уже было разрешено продавать пиво.
«Горбачёвская» антиалкогольная кампания
Самой известной антиалкогольной компанией стала «горбачевская», начавшаяся спустя два месяца после прихода к власти в 1985 году Михаила Горбачева и инициированная членами Политбюро ЦК КПСС Михаилом Соломенцевым и Егором Лигачёвым. Они считали, что именно массовый алкоголизм является причиной безработицы и стагнации экономики. 7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Они усиливали борьбу с пьянством и алкоголизмом, сокращали производство алкоголя, места и время его продажи. Третий документ, содержащий административные и уголовные наказания — Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» вышел 16 мая 1985 года. Политическим лозунгом кампании стала фраза — «Трезвость — норма жизни».
Повсеместно закрылись магазины, продававшие алкоголь. В некоторых регионах на этом и заканчивался комплекс антиалкогольных мероприятий. Но некоторые пошли дальше и повышали в два раза цены на водку, ограничивали время продажи алкоголя — с 14 до 19 часов, вводили жесткие наказания за потребление алкоголя в парках и скверах, увольняли с работы и исключали из партии за распитие алкоголя на рабочем месте, запрещали банкеты по поводу защиты диссертаций и пропагандировали безалкогольные свадьбы. Это повлекло за собой снижение доходов от алкоголя, которые являлись значимой статьей госбюджета.
В пропаганду было втянуто и творчество: алкогольные сцены вырезались из фильмов и театральных постановок, перефразировались и удалялись тексты литературных произведений и песен.
Большой урон от антиалкогольной политики получила виноградарская отрасль: дело было не только в сокращении ассигнования на закладку и уход за виноградниками, их просто уничтожали. Директор, а тогда главный инженер молдавского винзавода Cricova Валентин Бодюл рассказал, что людей заставляли выходить в выходные с топором и рубить виноград. За пять лет были уничтожены и коллекционные сорта винограда, к примеру, «эким-кара». Для сравнения за 1985-1990 годы было уничтожено 30% виноградников России, а во время ВОВ — 22%.
Тогда же директор Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства «Магарач», доктор биологических наук профессор Павел Голодрига покончил с собой после неудачных попыток убедить Горбачева остановить вырубку виноградников.
Кроме того, от антиалкогольной компании 1985 года пострадали и хмельники: тогда только в Чувашии — советском центре хмелеводства, который выращивал более 3 тыс. тонн хмеля в год, — из 4 тыс. га осталась половина. Так как производство алкоголя вскоре восстановилось, а своего сырья уже не было, производителям пришлось закупать его за границей.
Розничный товарооборот сократился на 16 млрд руб. К 1986 году бюджет фактически рухнул. Однако резко выросло самогоноварение: в 1987 году продажи сахара увеличились до 9280 тыс. тонн. До 1000 тонн выросли продажи клея БФ, до 7,4 тыс. тонн — жидкости для чистки стёкол и до 135 млн баллонов — дихлофоса. Все это привело к отравлению в 1987 году 44 тыс. человек на алкогольной почве, из которых погибло 11 тыс., а число наркоманов выросло до 20 тыс. человек.
Вывод
В 2015 году в интервью «Комсомольской правде» Михаил Горбачев признал ошибки свои и тех, кто вводил «сухие» законы:
— Да, не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове. <...> Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом.
История повторяется, а вместе с ней ошибки и печальная статистика. Как мы видим, сегодня регионы вновь вводят «сухие законы», ограничивают время и места продажи алкоголя, ужесточают законодательство. Но может быть стоило бы все-таки оглянуться назад и сделать выводы?
«Сухие законы» в Российской империи
Осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны, правительство запретило продажу водки и наделило губернские и областные власти правом запрещать продажу пива и вина. Больше всего запрет на торговлю спиртным продвигал Николай II, а возглавивший тогда Министерство финансов Петр Барк подходил к вопросу более осторожно, но в целом поддерживал идею отказа от «пьяного бюджета» и уступал радикальному подходу царя.
В первую очередь, сухой закон повлиял на экономику. Винная монополия давала до четверти бюджета, а воюющей империи были нужны деньги (например, до введения сухого закона роспись государственного бюджета на 1914 год предполагала сумму всех доходов в 3 млрд 572 млн рублей при 936 млн рублей дохода от винной монополии).
Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов повысило прямые и косвенные налоги, ввело дополнительные обложения. Эти меры затрагивали большую часть населения России, ввели к росту цен на товары и вызывали дополнительное раздражение на фоне ожидаемого «военного» снижения уровня жизни.
Если в начале введения запрета населением идея была воспринята положительно, то со временем люди начали замечать, что ограничения не касаются высших слоев общества.
В 1915 году в Российской империи началось массовое потребление суррогатов и одеколонов, следствием которого стали пьяные погромы, контрабанда, заболевания, отравления и смертность. Именно в это время, вопреки «трезвым планам» властей, началось массовое самогоноварение. Действительно, люди стали меньше покупать алкоголь из-за его дороговизны, но производство, продажа и употребление алкоголя теперь стали тайными, а привычка еще более пагубной.
Конечно, нельзя не сказать и о положительных последствиях закона, о которых утверждают некоторые историки. Так, автор обстоятельной обзорной статьи Е. В. Пашков считает, что сельская местность принудительно отказалась от алкоголя, но и суррогат не потребляла, поскольку он туда попросту не доходил. Однако другой исследователь А. В. Николаев говорит о том, что из-за потери властью контроля в селе игнорировались законы, и именно там первыми перешли к употреблению суррогатов и самогона, следствиями которых стали погромы 1917 года, в том числе и революция.
При этом негативных последствий все же оказалось больше. Как мы помним, основной причиной революции 1917 года стало обострение внутренних противоречий вследствие ослабления доверия к власти. Ведь вводя полный запрет на алкоголь, власть даже не попыталась сформировать у населения плохое к нему отношение, объяснить, почему запрещается прежде важная часть культуры и быта.
Кандидат исторических наук и автор диссертации «“Сухой закон” в Российской империи в годы Первой мировой войны: по материалам Петрограда и Москвы» Ольга Чагадаева считает, что именно «сухой закон» подорвал экономическое положение империи и стал фактором дестабилизации общества и «катализатором развития революционной ситуации».
После революции, когда социальная жизнь практически всех слоев в стране была развалена полностью, люди искали спасение в алкоголе, даже несмотря на то, что в селе это считалось большим грехом. И именно утратившие привычный образ жизни и надежду на позитивный исход маргиналы стали употреблять еще больше спиртного. Позже среди православных людей распитие алкоголя распространилось далеко за пределы села, и более того, на самих священников и семинаристов, что свидетельствовало об уровне духовного состояния населения. Тогда оно брало штурмом склады, уничтожало и грабило их (в том числе винные склады Зимнего дворца). Иногда в подвалах люди по пояс ходили в спирте, в котором и тонули, пили из ведер и солдатских котелков. При этом уничтожать склады правительство не собиралось, ссылаясь на стратегическую ценность спирта для производства пороха. Тогда хотели вывозить и уничтожать его излишки, но и этого не сделали, поскольку просто не было денег. А для того, чтобы грабеж прекратился, солдатам пообещали выдавать по две бутылки вина в день на каждого.
За время запретов алкогольных смертей в России было в пять раз больше, чем во Франции, население которой употребляло в семь раз больше алкоголя. Тогдашний уровень медицины не позволял бороться с алкогольной зависимостью, рост потребления алкоголя при этом продолжался, и общество ждало решения от государства, которое было уверено, что проблема давно решена введением «сухого закона».
Тогда же правительство начали обвинять в сознательном спаивании населения. Под давлением Госдумы оно принимало ограничительные меры: сокращение часов продажи алкоголя и числа питейных заведений, повышение стоимости алкоголя и ужесточение наказания за нахождение в общественном месте в пьяном виде.
8 ноября 1917 года пришедший к власти Петроградский реввоенсовет издал указ, которым запретил до особого распоряжения «производство алкоголя и всяких „алкогольных напитков“».
Однако в самом начале 1920 года СНК разрешил производить и продавать вино крепостью до 12 градусов. 9 августа 1921 года разрешили продажу вина до 14 градусов крепости, а 8 декабря того же года – до 20 градусов крепости. 3 февраля 1922 года уже было разрешено продавать пиво.
«Горбачёвская» антиалкогольная кампания
Самой известной антиалкогольной компанией стала «горбачевская», начавшаяся спустя два месяца после прихода к власти в 1985 году Михаила Горбачева и инициированная членами Политбюро ЦК КПСС Михаилом Соломенцевым и Егором Лигачёвым. Они считали, что именно массовый алкоголизм является причиной безработицы и стагнации экономики. 7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Они усиливали борьбу с пьянством и алкоголизмом, сокращали производство алкоголя, места и время его продажи. Третий документ, содержащий административные и уголовные наказания — Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» вышел 16 мая 1985 года. Политическим лозунгом кампании стала фраза — «Трезвость — норма жизни».
Повсеместно закрылись магазины, продававшие алкоголь. В некоторых регионах на этом и заканчивался комплекс антиалкогольных мероприятий. Но некоторые пошли дальше и повышали в два раза цены на водку, ограничивали время продажи алкоголя — с 14 до 19 часов, вводили жесткие наказания за потребление алкоголя в парках и скверах, увольняли с работы и исключали из партии за распитие алкоголя на рабочем месте, запрещали банкеты по поводу защиты диссертаций и пропагандировали безалкогольные свадьбы. Это повлекло за собой снижение доходов от алкоголя, которые являлись значимой статьей госбюджета.
В пропаганду было втянуто и творчество: алкогольные сцены вырезались из фильмов и театральных постановок, перефразировались и удалялись тексты литературных произведений и песен.
Большой урон от антиалкогольной политики получила виноградарская отрасль: дело было не только в сокращении ассигнования на закладку и уход за виноградниками, их просто уничтожали. Директор, а тогда главный инженер молдавского винзавода Cricova Валентин Бодюл рассказал, что людей заставляли выходить в выходные с топором и рубить виноград. За пять лет были уничтожены и коллекционные сорта винограда, к примеру, «эким-кара». Для сравнения за 1985-1990 годы было уничтожено 30% виноградников России, а во время ВОВ — 22%.
Тогда же директор Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства «Магарач», доктор биологических наук профессор Павел Голодрига покончил с собой после неудачных попыток убедить Горбачева остановить вырубку виноградников.
Кроме того, от антиалкогольной компании 1985 года пострадали и хмельники: тогда только в Чувашии — советском центре хмелеводства, который выращивал более 3 тыс. тонн хмеля в год, — из 4 тыс. га осталась половина. Так как производство алкоголя вскоре восстановилось, а своего сырья уже не было, производителям пришлось закупать его за границей.
Розничный товарооборот сократился на 16 млрд руб. К 1986 году бюджет фактически рухнул. Однако резко выросло самогоноварение: в 1987 году продажи сахара увеличились до 9280 тыс. тонн. До 1000 тонн выросли продажи клея БФ, до 7,4 тыс. тонн — жидкости для чистки стёкол и до 135 млн баллонов — дихлофоса. Все это привело к отравлению в 1987 году 44 тыс. человек на алкогольной почве, из которых погибло 11 тыс., а число наркоманов выросло до 20 тыс. человек.
Вывод
В 2015 году в интервью «Комсомольской правде» Михаил Горбачев признал ошибки свои и тех, кто вводил «сухие» законы:
— Да, не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове. <...> Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом.
История повторяется, а вместе с ней ошибки и печальная статистика. Как мы видим, сегодня регионы вновь вводят «сухие законы», ограничивают время и места продажи алкоголя, ужесточают законодательство. Но может быть стоило бы все-таки оглянуться назад и сделать выводы?