- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.854
- Репутация
- 527
- Реакции
- 1.064
Во власти стереотипов
К сожалению, система образования, да и вся культура, столетиями строились на неверном допущении «одни одаренные, а другие — обычные». Этот стереотип не только ошибочен, но и опасен. Он не позволяет раскрыть свой потенциал, а значит напрямую влияет на качество жизни и предопределяет судьбу. Да, звучит слегка пафосно, но если вам в детстве постоянно внушают «у тебя нет к этому способностей», и такие вредоносные мысли с годами врастают в сознание, то слова о судьбе становятся горькой правдой.
Огромное количество людей убеждено в своей врожденной «несовместимости» с математикой, естественными науками, иностранными языками, творчеством или музыкой. Но мы не появляемся на свет с готовыми нейронными связями, позволяющими преуспевать в этих областях. Они формируются в процессе обучения: изолированные прежде клетки мозга «коннектятся», когда мы узнаём что-нибудь новое.
Чем глубже погружение в тему, тем прочнее становятся связи. И самое главное: это работает в любом возрасте.
Наука ошибок и вредные ярлыки
Первый (и самый главный) шаг к раскрытию своего настоящего потенциала — осознать, что ваш мозг постоянно растет и меняется. Поразительно, но лучшее время для роста мозга — это моменты совершения ошибок или преодоление препятствий на пути к цели. Принять этот факт непросто, ведь мы еще со школы привыкли, что каждая ошибка приводит к снижению оценки и родительскому порицанию. Именно трудности и промахи активно формируют новые нейронные пути, что способствует лучшей обучаемости.
Пугающие цифры: почти 90% учеников, которые были распределены по группам в соответствии с их предполагаемыми способностями, оставались в своей группе до окончания школы!
Это работает как самосбывающееся пророчество: как только вы «записываете» ребенка в неуспевающие, он показывает соответствующие результаты. Даже у преподавателей разное отношение к учащимся из разных групп, часто неосознанное.
Нейробиологи Стэнфордской медицинской школы провели исследование: они сканировали с помощью МРТ мозг учащихся во время занятий математикой. Оказалось, что у «проблемных» детей во время решения заданий работало больше участков мозга. Хотя до этого считалось, что «особые» дети просто меньше задействуют свой мозг. Используя специальную методику «Эрроусмит», развивающую, в отличие от традиционных методик, «слабые» участки, педагоги буквально перепрограммируют мозг учеников, повышая успеваемость всего за два месяца.
Сила мышления
Люди с фиксированным мышлением уверены, что их способности статичны и не изменятся в лучшую сторону. Люди с мышлением роста стоят на пороге новых возможностей. Одно из самых впечатляющих свойств нового мышления — влияние наших убеждений на работу мозга и тела. Меняются внутренние установки — физически изменяемся мы сами.
Еще немного цифр и фактов. Неугомонные ученые из Стэнфорда в течение 21 года наблюдали 61 000 человек. Те, кто думал, что тратит много времени на занятия спортом, оказались гораздо более здоровыми, чем те, кто думали, что уделяют тренировкам недостаточно времени. Даже если нагрузка была одинаковой. Позитивное мышление напрямую влияет не только на самочувствие, но и на негативные эмоции, отношение к неудачам и уровень агрессии.
А если убрать «физику» и поэкспериментировать с «чистой» работой мозга? Такие данные тоже есть. Мысленная фокусировка на задаче — внимание! — позволяет развивать мускулатуру и лучше осваивать музыкальные инструменты. Без репетиций. Без спортзалов. Достаточно только думать — и не делать. Звучит как фейк, но при ментальных тренировках кора головного мозга продуцирует те же сигналы, что и при настоящих. А музыкантам даже рекомендуют воображаемые репетиции, например пианистам, которые таким образом не только улучшают все аспекты своей игры, но и предохраняют кисти от чрезмерных нагрузок.
Безграничный разум
Чаще всего мы ассоциируем учебу со школой и вузом, но по сути процесс обучения происходит всегда и везде, не прекращаясь ни на минуту. При этом в мозге появляются новые нейронные связи, укрепляются существующие пути, а изолированные друг от друга нейроны соединяются. Нет никакой изначально заложенной способности к обучению. Есть постоянный рост. Изучая что-то, мы не просто накапливаем факты и информацию — обучение меняет нашу личность. Раскрепощенное мышление, свободное от ярлыков и ограничений, открывает новые горизонты. И мы начинаем смотреть на мир иначе.